Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

130 на двоих: юбилей Ильи Олейникова и Юрия Стоянова

10 июля 2017
Раздел: Новости
Просмотров: 392
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
130 на двоих: юбилей Ильи Олейникова и Юрия Стоянова
10 июля 2017
Раздел: Новости
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 392
Поделиться:

Шоу «Городок» жило в эфире 20 лет – и в девяностые, когда удержать внимание телезрителей скетчами разной степени безумности и откровенности было довольно просто, и в нулевые, когда зрители уже кое-что повидали. Илья Олейников и Юрий Стоянов удивительным образом совпали в актерском таланте, чувстве юмора и чувстве меры. Возможно, дело было в том, что они оба родились 10 июля – правда, с разницей в 10 лет. В день двойного юбилея (Стоянову исполняется 60, а Олейникову исполнилось бы 70 лет) m24.ru вспоминает, с чего начался их дуэт.

Впервые вместе они работали на съемках фильма Виктора Титова «Анекдоты». Конец восьмидесятых породил совершенно особый жанр: быстро сделанные комедии, основанные на немудреных сценариях – народ жаждал развлечений, и кинематограф им подкидывал оные, как мог. Говорить о каком-либо сценарии можно лишь условно: фильм представлял собой ряд скетчей, основанных на анекдотах, рассказываемых главным героем в исполнении Александра Абдулова.

На съемках «Анекдотов» царил форменный хаос: сцены перемежались длиннющими перерывами, во время которых актеры периодически что-то отмечали. 10 июля Олейников, тащивший сумку со спиртным, встретил на дороге Стоянова с точно такой же сумкой. Выяснилось, что повод у обоих один – день рождения. Удивленные актеры вытащили паспорта и сверили даты. Все совпало, правда, с разницей в десять лет. «Но это было уже несущественно,» – вспоминал позднее Олейников.

К моменту встречи оба уверенно стояли на сцене. Олейников долгое время работал с Владимиром Винокуром и Романом Казаковым. С последним он начинал парную эстрадную работу. Сперва артисты выступали как дуэт «Казаков-Клявер» (Клявер – настоящая фамилия Олейникова), но затем Винокур посоветовал Илье придумать псевдоним, мол, «Клявер» как-то странно звучит. Илья псевдоним придумывать не стал, а просто взял фамилию жены.

Дуэт прославился благодаря миниатюре «Вопрос, конечно, интересный», артисты даже стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но работать вместе долго им не пришлось. В 1986 году Роман Казаков умер, и Олейников долго и тщетно пытался найти себе нового партнера по сцене.

Юрий Стоянов делал драматическую карьеру: отучился в школе при Одесской киностудии, закончил институт театрального искусства и поступил на работу прямиком в ленинградский Большой драматический театр. Стоянов стал одним из последних любимых артистов великого Георгия Товстоногова. До смерти всесильного худрука БДТ Стоянов успел сыграть только Моцарта в спектакле «Амадеус» – и на этом его работа в театре фактически завершилась. Он стал искать себя в кино – собственно, это и привело его на съемки «Анекдотов».

Встречу на съемочной площадке и совпадение дня рождения Стоянов и Олейников сочли судьбоносным знамением. Жанр анекдотов привел Олейникова и Стоянова на телевидение: им отдали рубрику в передаче «Адамово яблоко», где они два года разыгрывали смешные сценки. Называлась рубрика «Анекдоты от Адама до наших дней». А потом было решено сделать свою собственную программу: благо, телевидение начала девяностых давало пространство для эксперимента. Сперва программу решили назвать «Кергуду» – в честь незабываемой фразы из «Кавказской пленницы», но уже со второго выпуска ее переименовали в «Городок».

«Городок», базировавшийся исключительно на актерском дуэте Олейникова и Стоянова, оказался телевизионным долгожителем – программа выходила в эфир почти двадцать лет, получила четыре премии ТЭФИ, а Олейников и Стоянов навсегда перешли в ранг народных любимцев.

В начале двухтысячных они создали даже ответвление от основной программы – короткое скетч-шоу «В городке», которое снималось «здесь и сейчас» и было посвящено актуальным политическим событиям. Но «В городке» продержалось чуть меньше, чем сам «Городок»: душевные и простые скетчи дуэта оказались зрителю куда милее актуализированной сатиры.

Во время съемок «Городка» Олейников и Стоянов не забывали о своих друзьях-артистах: девяностые для многих из них оказались плачевными, работы не было, актеры были готовы хвататься за любую роль. И Олейников со Стояновым давали им такую возможность – например, в ранних выпусках «Городка» снимался Виктор Сухоруков, чья всенародная слава была впереди.

Позже Сухоруков вспомнит о товарищах – и даже поможет одному из них оказаться в неожиданной кинороли: в «Брате-2» появился Стоянов, хотя многие этого не заметили. Тем не менее, именно он озвучил роль нью-йоркского таксиста – помните незабвенное «Сдал Горбачев твою родину американцам»? Так вот, это звучит голос Стоянова.

Впрочем, помимо работы на телевидении, друзья занимались и другой творческой деятельностью. Олейников, например, писал музыку – и в итоге даже сочинил мюзикл «Пророк», в котором исполнил главную роль. Сюжет у «Пророка» был довольно неожиданным: к бомжам, живущим на свалке, приходит слепой человек, который оказывается настоящим пророком, и предводитель бомжей (эту роль Олейников исполнил сам) решает ему помочь быть услышанным.

Мрачный «Пророк» оказался фактически моноспектаклем Олейникова (играл он на голову выше, чем другие артисты, занятые в постановке), но провалился при первых показах, и это невероятно огорчило автора. Конечно, он продолжал сниматься в «Городке», плюс режиссер Максим Воронков снимал его в серии комедий о приключениях незадачливого шофера «Степаныча». Появлялся он и в музыкальных телепроектах – сыграл Кису Воробьянинова в мюзикле «12 стульев» (в роли Остапа Бендера выступил Николай Фоменко), написал книгу воспоминаний «Жизнь как песТня». А затем пришло ужасное известие: Олейников болен – рак легких, сказалось пристрастие к курению.

Болезнь Олейникова не остановила: он продолжал работать и снимать новые выпуски «Городка», даже будучи уже практически при смерти. У него пропал голос – в последних выпусках его озвучивает актер Геннадий Богачев, Стоянов предлагал остановить съемки, но Олейников не соглашался. Он работал фактически до последнего дня – да и в больницу в последний раз его увезли прямиком со съемочной площадки.

Олейникова не стало 11 ноября 2012 года – буквально через несколько месяцев «Городок» должен был отмечать свое 20-летие. Но Юрий Стоянов категорически отказался продолжать передачу без Олейникова, и программа была закрыта.

Сегодня Юрий Стоянов продолжает работать на телевидении. Вернулся он и в драматическое искусство – его роль в фильме «12» Никиты Михалкова, где он сыграл присяжного-телепродюсера, запомнилась многим: такого Стоянова – создавшего очень яркий и совершенно не комедийный образ – зритель увидеть не ожидал.

А об Олейникове Стоянов снял замечательный фильм «Нам его не хватает» – трогательную и нежную документальную киноленту памяти друга, в котором Илью вспоминают самые близкие люди – жена и сын, а еще – преданные зрители «Городка». И это, пожалуй, один из лучших творческих памятников, который может заслужить артист. Тем более – памятник, созданный другом и коллегой.

Павел Сурков
Подробнее: http://www.m24.ru/articles/146098?utm_source=CopyBuf



Подробнее: http://www.m24.ru/articles/146098?utm_source=CopyBuf

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!