Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

"Столько лет я спорил с судьбой": музыкальная галактика Александра Зацепина

10 марта 2016
Раздел: Новости
Просмотров: 540
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
"Столько лет я спорил с судьбой": музыкальная галактика Александра Зацепина
10 марта 2016
Раздел: Новости
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 540
Поделиться:

Десятого марта исполнилось 90 лет Александру Зацепину – автору множества песен, которые помнят поколения, идеальному кинокомпозитору, человеку, умеющему работать в любом жанре и подбирать исполнителей, точно попадающих в материал. Чем Зацепин отличается, почему он особенный? Разобраться нам помогает одна из главных исполнительниц хитов Александра Сергеевича – певица Татьяна Анциферова.

Трубадур из консерватории

Талант Зацепина всегда был вне сомнений. Будущий композитор, отслужив в армии, отправился на учебу в алма-атинское музыкальное училище. Там его прослушали и посоветовали сразу подавать документы в консерваторию. Он работал в Казахстане, и руководитель Московского симфоджаза Виктор Кнушевицкий предложил Александру перебраться в Москву.

Неправда, что дух эпохи 1970-х выражает только волосатый – солнечный или недобрый, но хиппи – эдакий трубадур с гитарой из «Бременских музыкантов». Не меньше духу времени соответствовал квалифицированный и информированный музыкант.

Два Леонида

Зацепину повезло на людей, с которыми он работал. У него были два главных вектора сотрудничества, два Леонида – поэт Дербенев и кинорежиссер Гайдай. На их пересечении он и создал многие свои лучшие работы. Гайдай нашел в Зацепине полное понимание идей и настроений. Первой у них была комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Затем народ держался за животы от смеха, смотря в кинотеатрах фильмы «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Были у Зацепина и серьезные киноработы – «Земля Санникова», «31 июня», «Женщина, которая поет». Все они полны блестящих песен. Дербенев с 1965 года становится автором многих текстов песен Зацепина, они близки миллионам, их было нескучно слушать. Наверняка и исполнять тоже.

Шутить надо уметь

Особая тема – шуточные песни, которые становились безусловными народными хитами, жанр, казавшийся у Зацепина абсолютно естественным, но почему-то начисто утерянный, растворившийся в наше время. Не удержимся и назовем многие, у большинства только при прочтении названия в душе зазвучит песня: «Песня про зайцев» («Бриллиантовая рука», Юрий Никулин), «Волшебник-недоучка» («Отважный Ширак», Алла Пугачева), «Где среди пампасов» или «Танго» («12 стульев», Валерий Золотухин), «Песенка о медведях» («Кавказская пленница», Аида Ведищева), «Помоги мне» («Бриллиантовая рука», Аида Ведищева), «Постой, паровоз» («Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов), «Разговор со счастьем» («Иван Васильевич меняет профессию», Валерий Золотухин), «Кап-кап-кап» или «Маруся» («Иван Васильевич меняет профессию», Л. Полосин и Б. Кузнецов, хор МВО), «Остров невезения» («Бриллиантовая рука», Андрей Миронов).


Хитами становились и вовсе не шуточные песни, но во многих из них была улыбка, иногда неявная, иногда невеселая, но всегда понятная – «С любовью встретиться» или «Январская вьюга» («Иван Васильевич меняет профессию», Нина Бродская), «Этот мир» («Женщина, которая поет», Алла Пугачева). Была и чистая лирика – например, «До свиданья, лето» («Центровой из поднебесья», Алла Пугачева).

Недавно стал доступен малоизвестный шуточный фильм, который пролежал долгие годы в хранилищах – в нем гайдаевских персонажей радостно пародировали тогда еще полные сил и энергии популярнейшие артисты.


Фильм показывает именно иронию того, что делал композитор, она позволяла раскрыться разным исполнителям – от Аллы Пугачевой до Юрия Никулина. Музыка Зацепина – источник позитива.

Студия на дому

В те годы меломаны нередко обсуждали вопрос, кто «номер один» – Александр Зацепин или Давид Тухманов. Спор, к счастью, не имеет окончания – это было самое интересное противостояние эпохи, но два оригинальных композитора, блестящих мелодиста и аранжировщика, сами вряд ли думали о конкуренции – они работали в разных направлениях. Концептуальные альбомы Тухманова и киносюиты Зацепина остаются украшением эпохи и отечественной культуры.

Зацепин еще в 1970-х оборудовал дома профессиональную студию, его записи и сейчас звучат эталонно – и по разнообразию нюансов, и по качеству. Тут создавались ранние хиты Аллы Пугачевой, альбом «Зеркало души». Желание и умение Аллы Борисовны работать в разных жанрах, формировать, менять музыку под идею песни соответствовали манере композитора.


Зацепин знакомится с приехавшей из Ужгорода певицей Татьяной Анциферовой. Она становится в конце 1970-х популярной благодаря песням Александра Сергеевича.

Татьяна Анциферова: «Я не знала, кто такой Зацепин. А он всегда интересовался новостями, знал, где кто что нового поет. 7 января 1978 года мы с мужем приехали на его студию, попили чай, познакомились. Это была большая домашняя студия, в одной комнате был микрофон, в другой аппаратура. Сообщения между комнатами не было, связь – только через микрофон и наушники. И в этот же день сразу он предложил мне записаться».

Немного волшебства

И вершиной, и проблемой стал фэнтазийный фильм «31 июня». Анциферова записала для него несколько песен, в том числе чувственный вариант «Ищу тебя». Эта вещь стала мегахитом и эстрадной тайной. Для альбома-саундтрека был выбран атакующий дискотечный вариант Ксении Георгиади – тоже хороший, но ситуация сложилась необычная: в фильме-то песня звучала по-другому.


Татьяна Анциферова: «Пластинки с „Ищу тебя“ у меня не было. Пришел человек, попросил автограф, а потом обратил внимание на фамилию исполнителя одной из песен – это была Ксения Георгиади. Я была удивлена.

Когда я ее озвучивала, еще не была известна героиня, все песни были пробами. Я записалась и уехала на гастроли от Закарпатской филармонии. Пока гастролировала, эти песни пробовали петь восемь (!) исполнительниц. Потом, как я узнала, Зацепин собрал маститых композиторов: Лундстрема, Саульского, еще кого-то и давал им слушать разные варианты, не называя исполнителя. Как он мне говорит, все выбирали именно меня, и Зацепин принял решение оставить мой вокал. Ксения же сказала, что худсовет фирмы захотел заменить трек на альбоме».

Последовавшей затем «производственной» комедии «Узнай меня» было трудно конкурировать с волшебной романтикой «31 июня» – успех был меньший, но Зацепин и тут был на высоте.

Видео: YouTube/ Пользователь: ВИА

Стиль эпохи

Композитор свободно и легко совмещает привычную поп-мелодику, удивительные голоса, буфф-приемы и блестящий рок. Песни с рок-звучанием, кстати, были просто знаком времени. Тут было место и шутке, как в фееричном номере из мультика «Фильм, фильм, фильм!» (ВИА «Сокол»). Вспомним серьезные «Бубен шамана» (к/ф «Центровой из поднебесья», Алла Пугачева), «Уходишь ты» (к/ф «Между небом и землей», ВИА «Ариэль»). Музыканты рок-жанра, такие, как группа «Аракс», работали с композитором, соответствуя, кстати, требованиям к качеству.

Видео: YouTube/ Пользователь: Сергей


В начале 1980-х Зацепин начинает новый альбом. Первый опыт – песня Татьяны Анциферовой «Опустевший дом» – анонсом появляется в журнале «Кругозор». Композиция демонстрирует удивительное сочетание чувства и энергии.

Татьяна Анциферова: «Это было начало 1981 года. Александр Сергеевич действительно планировал делать альбом, но у него умерла жена, и уже через год он уехал во Францию. Мы хотели сделать большую пластинку, в которую также должны были войти песни „Забывать нелегко“, „Живу надеждой“, „Мы родом из детства“, „Дни летят“ на стихи Роберта Рождественского. Их издали вместе только в 2003-м уже на CD».

Видео: YouTube/ Пользователь: Сергей


Казалось бы, финал истории получился резким, но это на самом деле вовсе не финал. Вспомним, что примерно в это же время и Давид Тухманов тоже перестал делать арт-рок, также словно споткнулись многие звезды предыдущего десятилетия. «Ответственные» работники пытались критиковать Зацепина, но народ этого как-то не заметил. Композитор не менял гражданства, вернулся из Франции и продолжил работу. Уже в 2000-х годах к маэстро приходили брать интервью представители «другой реальности» – журнала «КонтрКультУра», ведущего андеграундного издания страны. Они были отлично информированы, одинаково далеки и от тоски официальной прессы, и от зарождавшейся гидры «сенсационной» лжежурналистики. Это были не акулы пера, а гораздо более серьезные звери. Опытный композитор, хотя и выглядел, по воспоминаниям интервьюеров, «несколько растерянным», не поддался, игру не поддержал, на провокационные вопросы не ответил. Не выдержав напряжения, сломался диктофон, и потенциально самое сенсационное интервью в истории отечественных музыкальных СМИ не состоялось.

Решение вопросов

Жизнь продолжается. В 2000-е появляется, например, песня Magic Eyes, на которой поет Анциферова и играет знаменитый гитарист Эл Ди Меола.

Видео: YouTube/ Пользователь: AnTatiana


Когда начинаешь детально знакомиться с творчеством Зацепина, количество всеми любимых песен ошеломляет. Он отлично знает, что хочет слышать народ и делает свое дело так, что люди становятся лучше. Вряд ли есть музыкант, с большим правом носящий звание народного артиста Российской Федерации.

Рок, диско, кабаре – все, что угодно, получается у Зацепина в соответствии с запросами и трендами времени. Он соединяет качество, талант эстрадного мелодиста и актуальность аранжировок. Сложно представить, что это искусство может устареть.

Подробнее: http://www.m24.ru/articles/99381?utm_source=CopyBuf

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!